?

Log in

No account? Create an account
Хочется лета
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева 
26th-Jan-2013 08:07 am
ego
– Я иконы люблю. Здесь подлинное. Изображать Бога – это все равно что каждый раз выше себя прыгать. Сверхчеловеческая сущность. Да разве ее постигнешь? Прыгать прыгают, да не больно то высоко. Тем и хороша настоящая древняя живопись, что запечатлелся в ней и высокий полет души, и смешной, неудачный прыжок непослушного тела. Глаз видит что то такое, а рука не может передать.
– Таланта, что ли, не хватало?
– Таланта! При чем здесь талант? Его хватало, не занимать… Просто человек – одно, а Бог – совсем другое. Как же его человеческой рукой передашь? Как его высокую суть постигнешь?
– Так ведь нет его.
– Кого? – не понял Михайлов.
– Бога.
– Ах вот оно что! Это для нас с вами его нет, а для них, – он кивнул на иконы, – был! Без Бога в душе разве так нарисуешь?
– Выходит, что все иконописцы были верующими? – наивно спросил Люсин.
– В старину, знаете ли, почти все веровали. Только не в том дело. Можно ведь в Бога как в такового не верить, но стремиться изобразить что то непостижимое. Понимаете? Рублев или там Феофан Грек могли и не верить, главное – тянулись они хоть глазком заглянуть за небесную – как бы это сказать? – твердь. Халтурщик же, ремесленник, вернее, не халтурщик, пусть он поклоны бьет и свечи ставит, все равно ничего, кроме жалкой копии, не создаст. Он же деньгу зарабатывает, а не творит. К чему ему эти прыжки выше собственной головы? Потому то хорошие иконы так редки. Ведь сколько черных досок отмоешь, сколько поту прольешь, пока хоть что нибудь стоящее тебе блеснет!
                                                                            (Цитата из романа Е.Парнова, "Ларец Марии Медичи")
1.
Photobucket

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря считается самым древним храмом Москвы. Ну, что значит считается. В его стенах осталось несколько камней от первоначальной кладки 15 века (1410 - 1427 гг.) и в музее хранятся фрагменты рельефов, обнаруженных в процессе реставрационных работ. Как выглядел купол и основание барабана - достоверное неизвестно, лестницы и кокошники - импровизация реставраторов. Реконструирован в 50-е годы XX в. по проекту коллектива реставраторов под руководством Л.А. Давида, и то, что получилось - получилось красиво.


2. Спасский собор.
Photobucket

После росписей В.М. Васнецова во Владимирском соборе мне захотелось пойти в музей древнерусской живописи, который находится на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Войдя на территорию, я поняла, что уже там была несколько лет назад, но тогда у меня в памяти он почему-то не отложился. В очередной раз удивилась своей забывчивости и поэтому в этот раз много фоток себе на память.

3.
Photobucket

4.
Photobucket

Почему-то этот музей не популярен у туристов. Казалось бы: историческая значимость места, красивая архитектура, красивая музейная коллекция  - но, как видно на фотографиях, посетителей очень мало.

Согласно преданию, в обители похоронен величайший русский иконописец, инок монастыря Андрей Рублев. Он расписывал Спасский собор (совместно с "сопостниником", художником-иноком Даниилом) и жил здесь на закате жизни. К сожалению, росписи храма, за исключением небольших фрагментов в алтарных окнах, погибли при пожаре XVIII в., но, если верить поздней иллюстрации в Лицевом летописном своде, медальон над западным порталом собора был выполнен в XV в. прп. Андреем Рублевым. Рублев изобразил в нем повторение чудотворной иконы "Нерукотворного Образа", привезенной основателем монастыря св. Алексием из Константинополя. Не удивительно, что музей носит имя Андрея Рублева (полное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева).

5.
Photobucket

6.
Photobucket

Фрагмент орнамента XV в. в восточных алтарных окнах (приписывается Андрею Рублеву). Сохранился чудом, потому что был заложен еще до пожара, в ходе перестройки.
Photobucket
http://www.liveinternet.ru/users/tomash_design/post134763413/

Кроме Андрея Рублева, историческая значимость места связана с захоронением здесь русских воинов, павших в Куликовской битве. Жизнь монастыря связана с одним из самых почитаемых учеников прп.Сергия Радонежского, Андроником, который был игуменом монастыря и чье имя включено в название монастыря. В монастыре находится семейная усыпальница Лопухиных, созданная по инициативе
Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I, в нижнем ярусе построенной под ее патронажем церкви Архангела Михаила. Также, в 1653 г., перед отправкой в Сибирь в обители под стражей содержался лишенный сана глава старообрядческого движения мятежный протопоп Аввакум.
Про историю монастыря написано на разных сайтах, например тут.
А так выглядел Спасский собор до реставрации.
Photobucket
http://www.liveinternet.ru/users/4073906/post159442491/

7. В храме можно снимать, но он "современный". Окна с "рублевским орнаментом" находятся в апсиде и недоступны. В настоящее время (с 1989 г.) собор действует в качестве приходского храма.
Photobucket

8.
Photobucket

9. Очень спокойная умиротворяющая атмосфера.
Photobucket

10. Колокола.
Photobucket

11. Окна Братского корпуса.
Photobucket

12. Комплекс церкви Михаила Архангела (1691 - 1694 гг. постройки) и трапезной палаты (второго по древности сооружения на территории монастыря, 1504 - 1606 гг.), в настоящее время - помещения музея.
Photobucket

13. Святые ворота (вход в монастырь и музей).
Photobucket

14. Памятник Андрею Рублеву облюбовали птицы. Я так и не дождалась, когда она улетит.
Photobucket

"Старые русские иконы - вот истинное большое искусство. В них, как мистический цветок, раскрывается душа народа, писавшего их"; "Такого богатства красок, такой чистоты их, непосредственности в передаче я нигде не видел. Это - лучшее достояние Москвы"
                                                                                                                                                                           (©, Анри Матисс).

Далее - фотографии экспонатов, которые мне захотелось сфотографировать. Каждая из икон вам сама расскажет больше, чем могу сказать я. Поэтому замолкаю, и лишь рекомендую посеть этот музей лично.

Иконы.

15. Спас Нерукотворный, московская школа, 2-я пол. 14 в.
Photobucket

16. Св. Иоанн Предтеча из деисусного ряда, московская школа, мастер круга Андрея Рублева (?), 1-я треть 15 в., из Николо-Песношского монастыря близ г. Дмитрова.
Photobucket

17. Св. Иоанн Предтеча из деисусного чина, тверская школа, 1-я пол. 15 в., с. Ободово Тверской области.
Photobucket

18. Зачатие Иоанна Предтечи, 2-я пол. 15 в., Новгород.
Photobucket

19. Троица Ветхозаветная, ростовская школа, кон. 15 в., из церкви с. Дивная гора близ Углича.
Photobucket

20. Богоматерь из деисусного чина, ростовская школа, кон. 15 в., из церкви с. Чернокулово близ Юрьев-Польского.
Photobucket

21. Апостол Павел из деисусного чина, тверская школа, кон. 15 в., церковь с. Чамерово Тверской области.
Photobucket

22. Апостол Иоанн Богослов с клеймами хождения, ок. 1492 г., из Борисоглебского монастыря г. Дмитрова Московской области.
Photobucket

23. Фрагмент.
Photobucket

24. Спас в силах из деисусного ряда, ростовская школа, кон. 15 в., из церкви с. Чернокулово близ Юрьев-Польского.
Photobucket

25. Святитель Николай Мирликийский, кон. 15 в., Тверь.
Photobucket

26. Богоматерь Одигитрия, 1-я пол. 16 в., Великий Новгород.
Photobucket

27. Святитель Николай Мирликийский, 1550-е гг., Москва, из Успенского собора в Дмитрове Московской области.
Photobucket

28. Богоматерь Умиление (Ярославская), 1560-е гг., Москва, из Троицкого (Покровского) собора в Александровой слободе Владимирской области.
Photobucket

29. Иоанн Предтеча, 1560-70 гг., Москва, из Успенского собора в Дмитрове Московской области.
Photobucket

30. Илия Пророк в пустыне, 2-я пол. 16 в., Русский север (Белозерье(?)).
Photobucket

31. Дверь в жертвенник, 2-я пол. 16 в., Подмосковье (?), из церкви Богоявления с.Семеновское Московской области.
Photobucket

32. Фрагмент.
Photobucket

33. Благоразумный разбойник, 1-я пол. 17 в., Центральная Россия, из Гороховецкого района Владимирской области.
Photobucket

34. Архангел Михаил. Троица. Архангел Гавриил. 1-я пол. 17 в., мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе, из иконостаса Богоявленской церкви с.Семеновское Московской области.
Photobucket

35. Св. Алексей человек Божий и Преподобная Мария Египетская, сер. 17 в., Москва, из собора Сретенского монастыря.
Photobucket

36. Сретение. Обрезание. 2-я пол. 17 в., Поволжье, из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.
Photobucket

37. Обрезание (фрагмент).
Photobucket

38. Сретение (фрагмент).
Photobucket

39. Богоматерь Неопалимая Купина, 17 в., из Троицкого Макарьево монастыря в г. Калязине.
Photobucket

40. Иконостас из Спасо-Евфимиева монастыря г. Суздаля (деисусный и пророческий чины), московская иконописная школа, 60-е годы 17 в.
Photobucket

41. Богоматерь Знамение из пророческого чина.
Photobucket

42. Апостолы Марк и Варфоломей из деисусного чина.
Photobucket

43. Апостол Андрей из деисусного ряда.
Photobucket

44. Пророк Михей из пророческого ряда.
Photobucket

45. Пророк Наум из пророческого ряда.
Photobucket

46. Богоматерь Владимирская, ок.1676 г. Оружейная палата, Москва, из Похвальской церкви с.Орел Березниковского района Пермской области.
Photobucket


47. Христос Вседержитель, 1685 г.
Photobucket

48. Богоматерь с младенцем на престоле, кон. 17 в., Карп Золоторев, Москва, золотописная мастерская Посольского приказа.
Photobucket

49. Архангел Гавриил, кон. 17 в., Москва, Оружейная палата.
Photobucket

50. Богоматерь Смоленская. 1703 г., Тихон Филатьев, Москва, Оружейная палата. Из Архангельского собора в Бронницах Московской области.
Photobucket

51. Христос Вседержитель, 1703 г., Тихон Филатьев, Оружейная палата, Москва, из Архангельского собора в Бронницах Московской области.
Photobucket

Отдел монументальной фресковой живописи.

52. Антоний Великий, фреска (фрагмент), Афон (?), 16 (?) в.
Photobucket

53. Иоаким и Анна, фреска, фрагмент композиции "Введение во храм", 1654 г., Троицкий собор Макарьевского монастыря, г. Калязин.
Photobucket

54. Ангел, фреска, фрагмент композиции "Страшный суд", 1654 г., Троицкий собор Макарьевского монастыря, г. Калязин.
Photobucket

55. Росписи Благовещенской церкви г. Юрьевца Ивановской области, 1-я треть 18 в.

1-й ряд (нижний ряд из приставных икон на досках ("местный ярус") не представлен) - "праздничный", состоял из 14 фресок - почти полностью утрачен.
2-й ряд - "апостольский". В центре - "Христос во главе с предстоящими": слева  - Богоматерью, архангелом Михаилом и четырьмя апостолами во главе с апостолом Петром; справа - Иоанном Предтечей, архангелом Гавриилом и четырьмя апостолами во главе с апостолом Павлом.
3-й ряд - "пророки", в центре - "Богоматерь на престоле с младенцем Христом на руках".
4-й ряд - "праотцы", средник - Саваоф с младенцем Христом на руках и Святым духом в виде голубя на груди ("Отечество").
5-й ряд - "великомученики", в медальонах.
Photobucket

56. Богоматерь из деисусного чина
Photobucket

57. Апостол Андрей.
Photobucket

Отдел резной деревянной пластики.

58. Богоматерь Влахернская, 1705 г., из Спасо-Влахернского монастыря с. Деденево Московской области.
Photobucket

59. Мученик Мина, кон. 17 - 19 в.
Photobucket

60. Святитель Николай Чудотворец (Зарайский), 19 в.
Photobucket

61. Преподобный Нил Столобенский, 2-я пол. 19 в., Тверская губерния.
Photobucket

62. Первосвященник Аарон, 1-я пол. 19 в.
Photobucket

63. Царские врата, 17 в.
Photobucket

64. Царские врата, 2-я пол. 18 в., из храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Чернокулово Юрьев-Польского района Владимирской области.
Photobucket

Отдел декоративно-прикладного искусства.

65. Чудо Георгия о змие, 14 в., Грузия, серебро, дерево, чеканка, басма, золочение.
Photobucket

66. Богоматерь Казанская с Петром и Хевронией Муромскими, 17 в., шелк, шелковые, золотые и серебряные нити, шитье.
Photobucket

67. 14 - 19 вв.
Photobucket

68. 12-14 вв.
Photobucket

Адрес и сайт музея.
Comments 
26th-Jan-2013 09:50 am (UTC)
Спасский - мой самый любимый русский собор. Спасибо.
26th-Jan-2013 10:00 am (UTC)
Пожалуйста. Мне больше всего нравятся Новгородские храмы (ц. Федора Стратилата на Ручье, ц. Спаса Преображения на Ильине улице, ц. Власия). Сейчас подумала, что он чем-то похож на них.
26th-Jan-2013 10:03 am (UTC)
Да, немного есть сходство с новгородской трехлопастной аркой.)
26th-Jan-2013 10:20 am (UTC)
Да, и пропорциями. Но больше владимиро-суздальского, конечно :)
27th-Jan-2013 02:55 pm (UTC)
И мой тоже.
27th-Jan-2013 03:18 pm (UTC)
Красивый, да. Но он красив, как женщины Рафаэля, нос одной, глаза другой, и рот третьей. Чувствуется смешение стилей. Потом, в музее лежат каменые фрагменты оригинального орнамента, но я так и не поняла, почему его не реконструировали, если реставрация произведена якобы в "первоначальной форме". Про свои любимые русские храмы я отметила в верхнем комментарии. Да, наверное, еще храм. св. Георгия в Юрьев-Польском, и Дмитровский собор во Владимире в меньшей степени. Звери не могут не нравиться :)
27th-Jan-2013 03:22 pm (UTC)
Я имел в виду в Москве.

Согласен с Вами про соборы во Владимире и Юрьеве-Польском, но я их вживую не видел.
28th-Jan-2013 05:43 am (UTC)
Значит и правда хороший. :-))))
26th-Jan-2013 09:58 am (UTC) - Из Музея им. Андрея Рублева, Москва
This page was loaded Sep 18th 2018, 11:49 pm GMT.